Как играть песню «Сияние» группы Пикник
Всем доброго времени суток!
Сегодня будем разбирать новую песню легендарной группы «Пикник» — «Сияние», датой выхода которой является 01 марта 2019 года. Так как песня новая, никакого нормального видео, тем более акустической версии, найти не удалось. В широком доступе есть только аудио-трек, либо записи с концертов очень плохого качества. Поэтому разбирать будем именно оригинальную аудио версию (послушать ее можно на различных ресурсах, например, в сервисе «yandex музыка»).
В данной композиции, помимо ударных, фона и вокала, участвует четыре музыкальных инструмента — гитара, бас, пианино и синтезатор. Проведя вечерок за программой GuitarPro с гитарой в руках, и расписав в ней партии всех инструментов, полный разбор песни «Сияние» был готов. Вот что у меня получилось:
Напомню, что данная статья в первую очередь направлена на то, что бы показать, как можно сыграть песню «Сияние» всего на одной гитаре. Поэтому переложим весь полученный материал на акустическую гитару. Получилось следующее:
Теперь рассмотрим версию для акустической гитары более подробно.
группа Пикник «Сияние» — оригинальные и простые аккорды
Для начала разберемся с аккордами. Главной особенностью песни «Сияние» является двойная тональность. Иными словами, первая часть песни (вступление, первый куплет, первый проигрыш и припев) играется в тональности Ми минор (Em), а вторая (второй и третий куплеты, второй проигрыш и припев) в тональности Соль минор (Gm).
Таким образом, в каждой тональности будет всего шесть аккордов. Рассмотрим их более подробно для тональности Ми минор (Em):
Аккорды для тональности Соль минор (Gm):
Играть песню в тональности Соль минор (Gm) довольно сложно, особенно начинающим музыкантам, так как используются в основном аккорды группы Баррэ. Попробуем решить эту проблему.
Сразу оговорюсь, что полностью избавиться от аккордов группы Баррэ не получится, но можно свести их к минимуму. Для этого изменим тональность песни. Самой удобной для исполнения будет тональность Ре минор (Dm), то есть первую часть песни будем играть в тональности Си минор (Bm), а вторую — в тональности Ре минор (Dm).
Более подробно об изменении тональности можно прочитать в статье «Что такое транспозиция и как ее использовать при игре на гитаре».
Таким образом, рассмотрим как изменились аккорды для тональности Си минор (Bm):
Аккорды для тональности Ре минор (Dm):
В песне «Сияние» используются только «чистые» аккорды и нет никаких существенных обыгровок, что довольно сильно ее упрощает. Таким образом, с аккордной частью можно заканчивать, так как все используемые аккорды стандартные и подробно изображены на схемах выше, и переходить непосредственно к разбору «боя» и перебора.
Как играть гитарный бой и перебор
Любой гитарный «бой», как и перебор, в первую очередь повторяет ритм произведения, который в свою очередь обозначают ударные и бас. Учитывая, что ритм песни «Сияние» довольно простой и не обладает сложными ритмическими приемами, данное произведение можно исполнять как «боем», так и перебором. По моему мнению, лучше подходит «бой», ритмический рисунок которого не должен меняться на протяжении всей песни. При этом «бой» должен быть довольно простым, без дополнительных приглушенных нот. Примерно таким:
Обратите внимание, что на схеме верхняя линия — это первая струна на гитаре, то есть самая тонкая, а нижняя линия — шестая струна (самая толстая). Стрелочками указано какие струны должны прозвучать.
Кому ближе звучание перебором, можно использовать всевозможные его варианты, главное, чтобы четко прозвучала басовая партия. Например, так:
Басовая партия, обозначенная красным цветом, повторяет ритмический рисунок песни и поэтому должна прозвучать обязательно. Остальной перебор можно играть кому как нравиться, так как он создает только фоновое звучание. Фон обычно играют на первых трех струнах и последовательность их звучания, как правило, не имеет особого значения.
На этом разбор «боя» и перебора тоже можно заканчивать, так как все части песни — вступление, куплеты, проигрыши, припев — играются ритмически одинаково. То есть какой «бой» или перебор был использован в начале песни, такой же «бой» или перебор должен ее закончить.
Таким образом можно переходить непосредственно к самой песне.
Текст песни и аккорды на гитаре
В оригинальной тональности — Соль минор (Gm)
В тональности Ре минор (Dm) — упрощенная версия
! ! ! ! !
Вступление:
Em (Bm) — 4 раза
Куплет №1
Em (Bm) Am (Em) D (A)
Вы ведите дороги в край, где небо не строгое
G (D) C (G) Am (Em) B (F#)
Там, где небо не строгое может ждут нас давно
Em (Bm) Am (Em) D (A)
С суетою проститься и с далекими птицами
G (D) C (G) Am (Em) B (F#)
Мы с далекими птицами будем петь заодно
Проигрыш:
Em (Bm) — 4 раза
Припев
Em (Bm) Am (Em) D (A)
Может быть, что и ты – не ты. Может быть, что и я – не я
G (D) C (G) Am (Em) B (F#)
Вот и ходим как пьяные по дорогам пустым
Em (Bm) Am (Em) D (A)
А не странно, не странно ли вдруг увидеть сияние
G (D) C (G) Am (Em) B (F#)
Вдруг увидеть сияние неземной чистоты?
Em (Bm) C (D#) G (A#) D (F)
Да сияние – а — а — а – 2 раза
Куплет №2
Gm (Dm) Cm (Gm) F (C)
Так иди же себе с богом мимо улиц убогих
A# (F) D# (A#) Cm (Gm) D (A)
Мимо улиц убогих, не жалей ни о чем
Gm (Dm) Cm (Gm) F (C)
А случись вечер темный, так скиталец бездомный
A# (F) D# (A#) Cm (Gm) D (A)
Да, скиталец бездомный вдруг подставит плечо
Проигрыш:
Gm (Dm) D# (A#) A# (F) F (C) – 3 раза
Cm (Gm) Cm (Gm) D (A) D (A) – 1 раз
Припев
Gm (Dm) Cm (Gm) F (C)
Может быть, что и ты – не ты. Может быть, что и я – не я
A# (F) D# (A#) Cm (Gm) D (A)
Вот и ходим как пьяные по дорогам пустым
Gm (Dm) Cm (Gm) F (C)
А не странно, не странно ли вдруг увидеть сияние
A# (F) D# (A#) Cm (Gm) D (A)
Вдруг увидеть сияние неземной чистоты?
Gm (Dm) D# (A#) A# (F) F (C)
Да сияние – а — а — а – 3 раза
Cm (Gm) Cm (Gm) D (A) D (A)
Да сияние – а — а
Куплет №3
Gm (Dm) Cm (Gm) F (C)
В том краю заповедном, где печали неведомы
A# (F) D# (A#) Cm (Gm) D (A)
Где печали неведомы, может ждут нас давно
Gm (Dm) Cm (Gm) F (C)
Будет солнце искриться и с далекими птицами
A# (F) D# (A#) Cm (Gm) D (A) Gm (Dm)
Мы с далекими птицами будем петь заодно
! ! ! ! !
На этом пожалуй все, не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Если данная статья кому-нибудь помогла расширить свой репертуар или повысить музыкальный кругозор, буду только рад.
Всем спасибо за внимание и до новых разборов! Пока!
Огромное спасибо за проделанную работу. Подробнейшим образом всё разжевано. В соло присутствуют странности 10-13-10, а лучше ведь звучит 10-14-10. И вообще оригинал солиднее звучит 7-10-7 на 3 струне. Благодарю.
Игорь, большое спасибо за комментарий, но хотелось бы уточнить. 10-14-10 — это Ре-Фа диез-Ре, в то время как Вы предлагаете 7-10-7 на 3 струне, а это как раз Ре-Фа-Ре, то есть 10-13-10 на 1 струне. Подбор песни осуществлен со студийной записи, где соло играется двумя гитарами с расстоянием в октаву. На видео представлена первая гитара, в то время как на фоне играет вторая гитара как раз на октаву ниже. К сожалению качество звуков GitarPro не позволяет сделать запись более лучшего качества и соответственно не всегда можно расслышать все инструменты.
Вы правы, у вас партитура правильная. Загон с моей стороны) Продолжайте вести сайт, в интернете очень хватает качественного контента.