Построение аккордов на гитаре для начинающих. Основные правила
Как было сказано в предыдущих статьях, аккорд – это одновременное звучание трех и более нот. Основные аккорды строятся по принципу – три ноты с интервалами «Терция». Если упростить, то в звукоряде гаммы каждая третья нота. Например,
C (До) – D (Ре) – E (Ми) – F (Фа) – G (Соль) – A (Ля) – B (Си)
или
C (До) – D (Ре) – E (Ми) – F (Фа) – G (Соль) – A (Ля) – B (Си)
Первая нота определяет значение аккорда. В первом случае это аккорд C (До), во втором – D (Ре).
Остается определить лад аккорда – Мажор или Минор. Здесь нам поможет общее правило:
Мажор: большая терция – малая терция;
Минор: малая терция – большая терция;
Общий интервал аккорда – чистая квинта.
Рассмотрим на примерах.
Аккорд C (До):
Для начала определим интервалы между нотами: C (До) – E (Ми) и E (Ми) – G (Соль). В этом нам поможет последовательность из 12 нот, описанных в предыдущих статьях, интервал между которыми равен пол тона:
C (До);
C# (До диез) – 0,5 тона;
D (Ре) – 1,0 тон;
D# (Ре диез) – 1,5 тона;
E (Ми) – 2,0 тона;
F (Фа) – 2,5 тона;
F# (Фа диез) – 3,0 тона;
G (Соль) – 3,5 тона;
G# (Соль диез) – 4,0 тона;
A (Ля) – 4,5 тона;
A# (Ля диез) – 5,0 тонов;
B (Си) – 5,5 тонов.
Получается что расстояние между нотами C (До) и E (Ми) составляет 2 тона, между нотами E (Ми) и G (Соль) – 1,5 тона. Обратите внимание, что расстояние между нотами C (До) и G (Соль) составляет 3,5 тона, т.е. чистая квинта, которая сохранится при любом ладе аккорда.
Определяем вид каждой «Терции», как описано в прошлой статье.
Получается, что последовательность C (До) – E (Ми) – G (Соль) состоит из большой терции и малой терции, а соответственно лад аккорда – Мажор, т.е. получился аккорд C (До мажор).
Что бы преобразовать лад аккорда в Минор, необходимо понизить интервал между нотами C (До) – E (Ми) на пол тона, соответственно интервал между нотами E (Ми) и G (Соль) увеличиться на пол тона. Получается последовательность C (До) – D# (Ре диез) – G (Соль), что соответствует правилу: малая терция – большая терция, а соответственно лад аккорда теперь Минор, т.е. получился аккорд Cm (До минор).
Аккорд D (Ре):
Последовательность нот: D (Ре) – F (Фа) – A (Ля).
Также определяем интервалы между нотами:
D (Ре) и F (Фа) – 1,5 тона – малая терция;
F (Фа) и A (Ля) – 2 тона – большая терция;
D (Ре) и A (Ля) – 3,5 тона – чистая квинта.
Получается, что лад аккорда – Минор, т.е. аккорд Dm (Ре минор).
Чтобы преобразовать лад аккорда в Мажор, повышаем среднюю ноту F (Фа) на пол тона, и получаем последовательность нот: D (Ре) – F# (Фа диез) – A (Ля).
Лады аккорда Мажор и Минор являются основными, однако часто необходимо преобразовать их в септаккорды. Септаккорд обозначается семеркой в конце аккорда, например, C7 (До мажор септаккорд) или Cm7 (До минор септаккорд).
Как и в случае с определением лада аккорда, нам поможет общее правило для септаккордов:
Мажор септаккорд: большая терция – малая терция – малая терция
Минор септаккорд: малая терция – большая терция – малая терция;
Общий интервал аккорда – малая септима.
Таким образом, к полученному аккорду C (До мажор) или Cm (До минор) потребуется добавить одну ноту с интервалом малая терция. Т.е. теперь наш аккорд будет состоять не из трех нот, а из четырех. В случае с аккордом C (До) это будет A# (Ля диез).
Попробуем данную информацию систематизировать:
Построение аккорда C (До мажор) и C7 (До мажор септаккорд)
Построение аккорда Cm (До минор) и Cm7 (До минор септаккорд)
Это основные аккорды, на которых играется подавляющее большинство музыкальных композиций, поэтому усвоив данных материал, Вы сможете выстраивать практически любые аккорды без помощи дополнительных материалов.