Основы игры на гитаре для начинающих
Перед тем как изучать понравившиеся композиции, я рекомендую сначала ознакомиться с основными принципами игры и строем гитары. Это обязательно поможет при последующем построении аккордов.
Начнем, пожалуй, с английского обозначения нот:
Обозначение ноты | Значение ноты |
C | До |
D | Ре |
E | Ми |
F | Фа |
G | Соль |
A | Ля |
B | Си |
Необходимо заметить, что нота «Си» может обозначаться как «H», но данное обозначение используется при латинском написании. Это зачастую вызывает недоумение у начинающих музыкантов. Так как мы будем использовать именно английское обозначение нот, то ноту «Си» мы будем обозначать как «B».
Стандартный строй шестиструнной гитары выглядит следующим образом (1 струна – нижняя, 6 струна – верхняя):
Номер струны | Нота |
1 струна | E (Ми) |
2 струна | B (Си) |
3 струна | G (Соль) |
4 струна | D (Ре) |
5 струна | A (Ля) |
6 струна | E (Ми) |
Важно понимать, чем же отличаются между собой ноты? Какая разница, например, между нотой «До» и нотой «Ре»? Ответ прост, между нотами существует некое расстояние, единицей измерения которого является – тон. То есть между нотой «До» и нотой «Ре» расстояние один тон. Однако существуют ноты, расстояние между которыми составляет пол тона, это расстояние между нотами: «Ми» – «Фа» и «Си» – «До».
Знание расстояний между нотами поможет нам в построении аккордов, так как каждый лад на гитарном грифе равен расстоянию в пол тона.
Возникает логичный вопрос, а как же быть с расстоянием между нотами «До» и «Ре», которое составляет один тон, в то время как гитарный гриф нам позволяет двигаться с расстоянием пол тона? Для данного случая используются обозначения # – Диез и b – Бемоль. То есть, нота «До» увеличенная на пол тона (один лад гитарного грифа вверх) является нотой «До диез» (C#). При этом нота «Ре» уменьшенная на пол тона (один лад гитарного грифа вниз) является нотой «Ре бемоль» (Db). Получается, что данные ноты располагаются на одном ладу, следовательно «До диез» (C#) и «Ре бемоль» (Db) являются одной и той же нотой. Поэтому при написании аккордов для удобства будем использовать только одно обозначение – # «Диез».
Рассмотрим, как это работает на примере 1 струны, которая в чистом виде звучит как нота E (Ми), далее по ладам:
№ лада | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Нота | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# |
Фа | Фа диез |
Соль | Соль диез | Ля | Ля диез |
Си | До | До диез |
|
Gb | Ab | Bb | Db | ||||||
Соль бемоль | Ля бемоль | Си бемоль | Ре бемоль |
Еще раз обращаю внимание, что расстояние между нотами «Ми» – «Фа» и «Си» – «До» составляет пол тона. Именно поэтому при зажатии первого лада мы получаем ноту F (Фа), а при зажатии восьмого лада – ноту C (До), так как не существует нот E# (Ми диез) и B# (Си диез).
Таким образом, общее мнение, что нот всего семь является заблуждением, так как на самом деле их двенадцать
№ п/п | Обозначение ноты | Значение ноты |
1 | C | До |
2 | C# | До диез |
3 | D | Ре |
4 | D# | Ре диез |
5 | E | Ми |
6 | F | Фа |
7 | F# | Фа диез |
8 | G | Соль |
9 | G# | Соль диез |
10 | A | Ля |
11 | A# | Ля диез |
12 | B | Си |