Музыкальные интервалы, как основа построения аккордов
В музыкальной теории под интервалом понимается расстояние между двумя нотами. Как было описано в предыдущих статьях, основной единицей измерения данного интервала является – тон, т.е. расстояние между нотами измеряется количеством тонов. Интервал одного лада гитарного грифа равен расстоянию в полутон, т.е. половине тона. Так, например, расстояние между нотами C (До) и D (Ре) составляет один тон, а расстояние между нотами C (До) и E (Ми) уже два тона. Чтобы упростить обозначение музыкальных интервалов используются специальные термины, которые позволяют сгруппировать данные расстояния.
Так как данная информация очень важна при построении аккордов, попробуем ее систематизировать.
Название интервала | Виды интервала | Количество тонов | Пример интервала |
Прима | Чистая | 0,0 | C (До) – C (До) |
Секунда | Малая | 0,5 | C (До) – C# (До диез) |
Большая | 1,0 | C (До) – D (Ре) | |
Терция | Малая | 1,5 | C (До) – D# (Ре диез) |
Большая | 2,0 | C (До) – E (Ми) | |
Кварта | Чистая | 2,5 | C (До) – F (Фа) |
Увеличенная | 3,0 | C (До) – F# (Фа диез) | |
Квинта | Уменьшенная | 3,0 | C (До) – F# (Фа диез) |
Чистая | 3,5 | C (До) – G (Соль) | |
Секста | Малая | 4,0 | C (До) – G# (Соль диез) |
Большая | 4,5 | C (До) – A (Ля) | |
Септима | Малая | 5,0 | C (До) – A# (Ля диез) |
Большая | 5,5 | C (До) – B (Си) | |
Октава | Чистая | 6,0 | C (До) – C (До) второй октавы |
Как Вы могли заметить, практически у каждого музыкального интервала имеется два вида, за исключением «Примы» и «Октавы». Это сделано для удобства. Музыкант услышав, например, «Терция» подразумевает сразу два интервала C (До) – D# (Ре диез) и C (До) – E (Ми) и, исходя из гармонии произведения, определяет нужный вариант.
Почему это важно для построения аккордов? Потому что аккорд – это одновременное звучание трех и более нот с интервалами, как правило, равными «Терции». А уже виды «Терции» будут определять лад аккорда (Мажор или Минор).
Также обратите внимание, что «Увеличенная кварта» и «Уменьшенная квинта» имеют одинаковый интервал. Это опять же сделано для удобства музыкантов. При построении аккордов, в составе которых есть «Кварта» или «Квинта», нам необходимо будет определить лад аккорда. Т.е. мы будем либо увеличивать «Кварту», либо уменьшать «Квинту». При этом сохраняется общее правило построения аккорда – «Кварта» остается «Квартой», «Квинта» остается «Квинтой». Запутаться будет сложнее, чем, если бы мы преобразовывали «Кварту» в «Квинту», или наоборот. Конечно, это сложно для понимания начинающему музыканту, поэтому «Увеличенную кварту» и «Уменьшенную квинту» называют просто «Тритон».
В принципе данный материал на первый взгляд может показаться очень сложным, но аккорды, в которых используются «Кварта» или «Квинта» встречаются очень редко. Все основные аккорды построены на «Терциях», а их освоить намного проще.
Так что если Вы будете регулярно играть на гитаре, то быстро поймете основные правила, и соответственно быстрее сможете освоить музыкальную грамоту. Удачи!