Читаем табулатуры. Основы гитарных табулатур для начинающих

Основным способом написания музыкального произведения являются ноты, однако существует упрощенная схема их написания – гитарная табулатура. В принципе не обязательно владеть нотной грамотой, чтобы понимать, как правильно сыграть музыкальное произведение.

В данной статье мы рассмотрим основные принципы использования табулатур.

Гитарная табулатура имеет следующий вид:

В случае использования табулатуры для написания нот, количество строк будет равным количеству струн на гитаре. В нашем случае, так как мы будем играть на классической гитаре, их шесть (1 струна – нижняя, 6 струна – верхняя).

Далее мы цифрами обозначаем номер лада, который необходимо зажать. Обратите внимание, что в случае, если нам потребуется сыграть не зажатой (открытой) струной, в табулатуре проставляется «0». А если потребуется, что бы какая-либо струна вообще не прозвучала – «х».

Рассмотрим написание табулатуры на примере аккорда D (Ре мажор):

Как видно из примера, если нам надо сыграть аккорд (все ноты играются одновременно), цифры проставляются друг над другом. А если мы играем мелодию или вариацию, то указывается именно последовательность нот, которые необходимо сыграть.

Также обратите внимание, что длительность звучания ноты напрямую зависит от расстояния между цифрами. Чем больше расстояние, т.е. чем больше дефисов между цифрами, тем дольше звучит нота.

Рассмотрим на примере мелодии «В траве сидел кузнечик»:

Как видно из примера, 7 и 14 ноты должны звучать в два раза дольше, чем все остальные.

Сейчас же чаще используют немного усложненный вид гитарной табулатуры, в которой длительность звучания ноты отражается специальными символами (вертикальными линиями снизу табулатуры).

Прежде чем показать пример такой табулатуры давайте разберемся с этими символами.

Самой длинной по звучанию будет «Целая нота», для ее обозначения не используется дополнительный символ. Далее идет «Половинная нота», которая в два раза короче по длительности звучания «Целой ноты» и обозначается короткой вертикальной линией «│». Следующей будет «Четвертная нота», которая в два раза короче по длительности звучания «Половинной ноты» и в четыре раза «Целой ноты» и обозначается длинной вертикальной линией «│». Как Вы уже могли догадаться, далее идут «Восьмая нота» (символ «└»), «Шестнадцатая нота» (символ «╘») и т.д. Все последующие обозначения отличаются только количеством «хвостиков» пририсованных к вертикальной линии.

Обратите внимание, что если после ноты стоит точка, значит, длительность звучания ноты должна быть увеличена в полтора раза.

Попробуем данную информацию систематизировать. За основу возьмем «Четвертную ноту», длина звучания которой будет равна условному счету «Раз — и»:

Название ноты Обозначение Длительность звучания Длительность звучания при знаке «.» после ноты
Целая нота Раз – и

Два – и

Три – и

Четыре – и

Раз – и

Два – и

Три – и

Четыре – и

Раз – и

Два – и

Половинная нота

короткая линия

Раз – и

Два – и

Раз – и

Два – и

Три – и

Четвертная нота

длинная линия

Раз – и Раз – и

Два

Восьмая нота Раз В 1,5 раза дольше чем «Раз»
Шестнадцатая нота Раз – должно прозвучать две ноты В 1,5 раза дольше чем «Раз» – должно прозвучать две ноты

Табулатура будет выглядеть следующим образом:

Получается, что длительность звучания «Целой ноты» будет такая же, как у шестнадцати «Шестнадцатых нот».

В принципе, полученных знаний будет достаточно, что бы научиться читать большую часть имеющихся в свободном доступе табулатур.

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Юрий

0
Комментарии: 2Публикации: 70Регистрация: 24-06-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Генерация пароля